Как внедряют ювеналку в России. Часть 4
Программа развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в РФ»
Описание ситуации
Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в РФ – это реальность, требующая особого внимания властей. В качестве одной из главных причин сложившейся ситуации является то, что органы, ответственные за работу с малолетними правонарушителями (ОППН, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура, суд) применяют лишь репрессивные меры. Они не знакомы с теорией и практикой применения воспитательных, социальных и экономических мер, предусмотренных международными юридическими нормами в отношении несовершеннолетних (в том числе с Конвенцией о правах ребенка) и составляющих систему так называемого восстановительного правосудия, действующего во многих странах.
Между тем, во всех возможных случаях следует исключать детей и подростков из уголовного судопроизводства и вместо этого применять методы примирения, испытания и другие альтернативные меры пресечения. Если в результате справедливого судебного разбирательства малолетний правонарушитель был осужден, он в идеальном случае не должен лишаться свободы. Принцип наилучшего соблюдения интересов ребенка – это основа работы судебных специалистов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов при поиске реабилитирующих мер, чтобы избежать рецидива.
Следуя вышесказанному, основной целью настоящего Проекта является изменение ментальности судебных специалистов и других профессионалов правоохранительных органов в сторону лучшего соблюдения прав детей, в том числе и во время судопроизводства.
Ближайшие цели
1. Подготовка профессионалов из судебных и правоохранительных органов применению ими на практике элементов правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международными нормами. Это подразумевает:
1.1. специализацию в каждом из охваченных экспериментом районов хотя бы одного судьи, прокурора, адвоката, инспектора ОППН, секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и социального работника для работы с молодежью, вступившей в конфликт с законом;
1.2. введение одной штатной должности социального работника для оказания помощи судье и прокурору при изучении дела подростка, оказавшегося в суде;
1.3. улучшение знаний всех положений Конвенции по правам ребенка и международных норм правосудия по делам несовершеннолетних;
1.4. включение изучения международных норм в программы юридических факультетов и в учебные планы других учебных отделений, когда это необходимо (психология, медицина, социальная работа);
1.5. перенимание практического опыта осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в других странах.
2. Усиление социальной ответственности за положение молодых людей, находящихся в конфликте с законом, в условиях отсутствия в России специальной судебной системы по делам несовершеннолетних. Оно должно выражаться:
2.1. в выявлении и укреплении социальных служб (правительственных и неправительственных) по работе с детьми, оказавшимися в сложном положении, для поддержки применения мер воспитательного воздействия;
2.2. во введении практики примирения и других альтернативных мер воздействия, позволяющих молодым людям, совершившим незначительные преступления, избежать контакта с уголовной судебной системой и тюремного заключения;
2.3. в улучшении координации усилий всех учреждений, призванных обеспечить социальное наблюдение за детьми, находящимися в конфликте с законом, с момента совершения предполагаемого преступления вплоть до периода после освобождения (в случае, если имело место нахождение в следственном изоляторе или тюремное заключение).
3. Выпуск меморандума с изложением концепции по проблеме учреждения в России системы правосудия по делам несовершеннолетних, уважительной по отношению к правам детей, в точном соответствии с Конвенцией по правам ребенка и международными стандартами ювенального правосудия. Такой меморандум мог бы:
3.1. способствовать распространению идеи о возможном введении в России элементов правосудия по делам несовершеннолетних;
3.2. послужить основой для внесения изменений в законодательство.
Результаты
В каждом районе (городе), где Проект будет реализовываться:
1. появятся, по крайней мере, один судья, один прокурор, один следователь и один социальный работник, специализирующиеся в области работы с малолетними правонарушителями;
2. сократится, как минимум, на 30 % случаев заключения до и после судебного разбирательства;
3. будет создана база данных о местных социальных ресурсах для помощи детям, находящимся в кризисной и(или) конфликтной с законом ситуации.
Механизм осуществления проекта
Управление проектом будет осуществляться на национальном уровне при поддержке Представительства IIPOOH в Москве совместно с ЮНИСЕФ, которые будут действовать как агентства, координирующие отношения и связи между участниками и финансирующими организациями, федеральными органами управления и местными объектами получения помощи, увязывая осуществление проекта с другими программами.
В рамках Проекта на этапах выполнения Программы ПPOOH и ЮНИСЕФ обеспечат контроль и оценку эффективности с тем, чтобы российские специалисты получили доступ к лучшим достижениям в области теории и практики. Это позволит им повысить свой профессионализм, эффективность работы с несовершеннолетними и расширить местные возможности в этой области.
Мероприятия
В целях поддержки создания судов для малолетних правонарушителей будут организованы следующие мероприятия:
1. многосторонний «круглый стол», за которым судьи, прокуроры, адвокаты, сотрудники ОППН, социальные работники, представители неправительственных организаций по работе с малолетними правонарушителями, а также сотрудники других организаций проанализируют опыт работы на местах и направления деятельности по улучшению существующего положения;
2. определение состава участников для обучения и создания контрольных групп для оценки результатов подготовки;
3. сбор данных и создание информационной базы по имеющимся местным ресурсам для работы с детьми и подростками группы риска;
4. специализированное практическое обучение в группах с представителями различных профессиональных категорий по трем направлениям: право (международные стандарты и практика), психология и социальная работа (детская и подростковая психология, социальные реалии общества в переходный период) и подготовка по методам примирения и другим альтернативным мерам воздействия для молодых правонарушителей;
5. семинары за границей, когда это целесообразно, чтобы перенять опыт и знания зарубежных коллег;
6. проведение совещания для оценки достигнутых перемен в существующей практике в конце 12 месяца с начала реализации проекта.
Общие мероприятия планируются следующие :
1. проведение ежемесячных собраний всех партнеров по разработке меморандума с концепцией;
2. подготовка, издание и распространение методических материалов;
3. обсуждение концепции на более широком уровне для определения приемлемой стратегии лоббирования изменений в законодательстве;
4. совершенствование университетской программы изучения проблем в области прав ребенка и правосудия по делам несовершеннолетних;
5. подготовка к изданию справочника «Лучшая практика» в качестве результата обобщения опыта осуществления проекта.